«фотографии с. М. Прокудина-горского: шедевры, сохранённые.

22 дек 2015. Начало хх века было ознаменовано удивительными научными открытиями и изобретениями. Среди них — цветная фотография по.

Фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

По запросу «фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша» нашлось 58396 фото

Коллекция достопримечательностей российской империи с.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

М. Прокудина-горского — одна из первых в мире (наряду с коллекцией а. Мите) коллекций цветных фотографий, представляющая собой уникальный объект культурного наследия как для народов бывшей российской империи, так и для всего человечества. Создатель коллекции — известный русский изобретатель, фотограф, издатель, общественный деятель и педагог сергей михайлович прокудин-горский (1863—1944), хотя непосредственное выполнение многих снимков осуществлялось его сотрудниками (в частности, для двух снимков коллекции прямо указано авторство а. А. Евдокимова) [1] [ уточнить]. Создание коллекции хронологически охватывает период с 1903 (или 1904) по 1916 год. Несмотря на утвердившееся название коллекции, в ней представлены не только достопримечательности бывшей российской империи, но и снимки, сделанные на территории дании, италии, франции, швейцарии и австро-венгрии, а также ряд фотопортретов известных и неизвестных лиц. Содержание. 1 общее описание коллекции 2 основные разделы коллекции 3 документально-историческая ценность коллекции 4 популяризация и изучение коллекции 5 цветные фотографии 6 примечания 7 литература 8 ссылки. Общее описание коллекции [ править | править вики-текст ]. В настоящее время общее количество снимков, входивших в состав коллекции к 1917 г. фото искусственные водопады

, оценивается в 3500. В это число не входят, однако, более чем 300 цветных снимков санкт-петербурга, киева, курска, севастополя и ряда других мест, созданных по заказу общины св. Евгении в 1905 г. Часть из этих снимков была напечатана в виде цветных фотооткрыток в 1906—1907 гг. , после чего о судьбе соответствующих негативов больше ничего не известно. Реклама цветных фотооткрыток прокудина-горского в журнале «фотограф-любитель» за 1907 г. После революции 1917 г. И отъезда прокудина-горского за границу в 1918 г. Коллекция в течение нескольких лет оставалась в советской россии (ссср). Дата и обстоятельства вывоза большей части коллекции во францию до сего дня остаются неизвестными. Сам прокудин-горский сообщает в своих записках о вывозе коллекции только следующее: С наступлением в россии революции была полная опасность потерять всю коллекцию, и она несколько лет находилась под этой угрозой.

Однако, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, мне удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Исключены были главным образом снимки, имеющие стратегическое значение, мало интересные для широкой публики, и снимки, сделанные по россии в различных пунктах, но не связанные общей идеей и системой [2]. Первое упоминание о нахождении коллекции во франции относится к концу 1931 г. В связи с началом её публичной демонстрации (в чёрно-белой проекции) [3]. Согласно документам из семейного архива наследников с. М. Прокудина-горского во францию было вывезено 2300 негативов. В ссср остались не менее 1200 негативов и более 1000 цветных диапозитивов, местонахождение которых остается неизвестным. В 1948 г. Наследники с. М. Прокудина-горского продали оставшуюся часть коллекции в сша, где в библиотеке конгресса ныне хранятся 1902 тройных негатива.

Таким образом, около 400 негативов было утеряно в период нахождения коллекции во франции.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

Вероятно, большая часть из них погибла от плохих условий хранения (в сыром подвале) и при перевозке. Некоторое число снимков, согласно пометкам в контрольных альбомах, было отправлено в белград (где в межвоенное время существовала большая русская община). В настоящее время не известно никаких негативов из коллекции прокудина-горского, хранящихся за пределами библиотеки конгресса сша. Исключение акула фото певица биография составляет негатив одного снимка, сделанного в златоусте, который был подарен в 1987 г. Президентом сша р. Рейганом советскому союзу и передан в музей нижнего тагила. 14 чёрно-белых авторских диапозитивов с фотографий, сделанных в ясной поляне, хранятся в пушкинском доме в санкт-петербурге [4] [ уточнить]. Часть снимков из коллекции сохранилась в виде авторских цветных репродукций, причем их известное число в последние годы постоянно растёт за счёт новых находок. В частности, эта часть включает: Около сотни фотооткрыток с. М. Прокудина-горского (точное число не известно); около 30 цветных репродукций, опубликованных в журнале «фотограф-любитель» (1906—1909 гг. ); 22 фотографии в книге п.

Г. Васенко. «бояре романовы и воцарение михаила федоровича» (спб, 1913); 8 фотографий в книге: в. Н. Сементовский. «в стране скал и озер (финляндия)». 1914 г. , санкт-петербург; 14 фотографий в книге: краснов а. Н. «южная колхида». Изд.

Журнала знание для всех. Петроград. Тип. П. П. Сойкина. 1915 г. ; более 40 фотографии в книге: «русское народное искусство на второй всероссийской кустарной выставке в петрограде в 1913 году» (пг. , 1914); два фотопортрета шаляпина в книге: старк э. «шаляпин» (пг.

, 1915). Новоспасский монастырь в москве, фото с.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

М. Прокудина-горского, 1911—1912. Некоторые из этих репродукций известны по сохранившимся негативам в библиотеке конгресса, другие — только по отпечаткам в контрольных альбомах, третьи вообще не известны по другим источникам (например, снимки, сделанные в москве). Наряду с негативами в библиотеку конгресса в 1948 г. Поступили 14 контрольных альбомов, в которых помещены чёрно-белые отпечатки с негативов с подписями, своего рода, каталог коллекции (всего 2433 отпечатка, включая дубли). Однако в этих альбомах графика карандашом картинки представлены далеко не все из сохранившихся негативов. С другой стороны, примерно 700 отпечатков не имеют сохранившихся негативов (в сети интернет бытует ошибочное мнение, что эти снимки прокудин-горский изначально снимал как чёрно-белые) [5]. Лист из контрольного альбома с. М. Прокудина-горского «виды верхней волги от истока до калязина» с пометками автора. Наконец, значительная часть снимков коллекции известна только по названиям, которые можно найти в различных источниках.

Так, в контрольных альбомах около сотни снимков имеют только подписи при утраченном контрольном отпечатке. В 2007 г. В петербургских архивах был обнаружен составленный собственноручно прокудиным-горским список 416 его ранних работ 1904—1905 гг. (известный как «список 416»), из которых лишь четверть дошла до нас в виде негативов, открыток и контрольных отпечатков в альбомах [6] [ уточнить]. Общий подсчет всех известных изображений из коллекции прокудина-горского на сегодня даёт примерную цифру в 2750 единиц, из которых около 2600 [ уточнить] представлены в фондах библиотеки конгресса сша. Ещё более 300 снимков из коллекции известны только по названиям. Иногда к числу снимков прокудина-горского ошибочно относят альбом «русско-японская война» 1905 г. , напечатанный по заказу генерального штаба. В действительности прокудин-горский эту войну не снимал и отношение к альбому имеет только как составитель и полиграфист.

Основные разделы коллекции [ править | править вики-текст ]. «коллекция достопримечательностей» создавалась в результате многочисленных поездок с. М. Прокудина-горского как внутри российской империи, так и за границей, среди которых особо следует выделить экспедиции 1909—1912 г. , осуществлявшиеся при поддержке императора николая ii. Весь накопленный к 1913 г. Фотоматериал был систематизирован в 14 контрольных альбомах, к которым в 1916 г. Был добавлен альбом с фотографиями из поездки по мурманской железной дороге. Содержание и судьба одного из этих 15 альбомов до настоящего времени остается неизвестной (вероятно, это были снимки, посвященные 300-летию дома романовых, оставшиеся в ссср). Альбомы построены, главным образом, по географическому принципу: Мариинская система (1909 г.

) мариинская система (продолжение) (1909 г.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

) разное и этюды (снимки 1903—1912 гг. ) мурманская железная дорога (1916 г. ) урал (фотографии, сделанные с 17 августа по 12 сентября 1909 г. ) урал (продолжение) (снимки 1910 г. ) кавказ (снимки 1904—1905 и 1912 гг. ) местности, с которыми связано воспоминание об отечественной войне. (1911—1912 гг. ) туркестан (снимки 1907 и 1911 гг. ). Район волги (1910 г. ) район волги (продолжение) (1910 г. ) район волги и её притоков (1911 г.

) камско-тобольский водный путь (1912 г. ) работа на реке ока (1912 г. ) однако название альбомов не вполне наглядно отражает географию съёмок. Сам прокудин-горский в своих воспоминаниях 1932 г. (хранящихся в семейном архиве) следующим образом очертил географию своих съёмок: Обслужены были: Мариинский водный путь. Туркестан. Бухара (старая). Урал в отношении промыслов. Вся река чусовая от истока.

Волга от истока до нижнего-новгорода. Памятники, связанные с 300-летием дома романовых. Кавказ и дагестанская область. Мунгальская степь. Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (отечественная война). Мурманский железнодорожный путь. Кроме того есть много снимков финляндии, малороссии и красивых эффектов природы [7] [ уточнить]. Киев на фотооткрытке прокудина-горского, 1905. Документально-историческая ценность коллекции [ править | править вики-текст ]. Уникальность и исключительность «коллекции достопримечательностей…» состоит в том, что она охватывает едва ли не все сферы страноведения, являясь своего рода визуальной энциклопедией российской империи в последние годы её существования. В ней представлено разнообразие географических условий и растительного мира, этнографическая картина страны, памятники архитектуры и искусства, виды городов и сел, отрасли промышленности и сельского хозяйства, пути и средства транспортного сообщения.

Идейно-художественный и научный замысел коллекции не сводился только к последовательному и равномерному запечатлению достопримечательностей отдельных регионов.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

В ней выделяются различные по своим задачам циклы фотографий, объединённых, по выражению самого прокудина-горского «общей идеей». Такими циклами являются «юбилейные» съёмки: фотографирование мариинского водного пути на всём его протяжении; мест, связанных с памятью о событиях 1812 г. ; памятников, с связанных 300-летием дома романовых. Прокудин-горский готовил также тематические фотообзоры к торгово-промышленным и художественным выставкам. В частности, выделяются две серии фотографий, посвященных хлопковому производству в закаспийской области и в муганьской степи, а также цикл снимков о чайном производстве в чакве. Следует отметить, что в своих поездках прокудин-горский уделял особое внимание запечатлению религиозных святынь, а также многочисленных царских и великокняжеских резиденций. Мотивы и обстоятельства съёмки отдельных частей «коллекции достопримечательностей» изучены пока ещё очень слабо и оставляют массу вопросов. Так, до сих пор документально не известно, какие задачи стояли перед прокудиным-горским в поездке по южному участку мурманской железной дороги летом 1916 г. И для кого предназначались съёмки мест содержания австро-германских военнопленных. Коллекция прокудина-горского является результатом не только широкомасштабных усилий по фотографированию, но и большого научного труда, поскольку из огромной массы природных явлений, архитектурных сооружений, произведений искусства и т. Д.

Нужно было выбрать то, что представляло собой наибольшую ценность, уникальность и наиболее ярко раскрывало особенности данной местности. С подобной задачей могли справиться только высококлассные специалисты в соответствующих областях знаний. По воспоминаниям самого прокудина-горского, огромную помощь ему оказывали императорская археологическая комиссия (проф. Н. И. Веселовский) и археологическое общество (проф. Покровский) в тех случаях, где дело касалось старины, особенно в поездках по северной россии, изобиловавшей древними церковными памятниками, а равно и в поездках в туркестан. Запечатление «в красках» архитектурных памятников прокудиным-горским представляет особую ценность в виду того, что в последующие десятилетия они подверглись массовым разрушениям. В частности, сегодня не существуют или находятся в полуразрушенном состоянии более половины храмов, которые можно увидеть на фотографиях из «коллекции достопримечательностей».

Однако эти уникальные снимки не только сохранили память об утраченном, в последние годы они всё активнее используются реставраторами при воссоздании памятников (например, ансамбля старо-голутвинского монастыря в коломне и сретенского собора в ялуторовске). Особую часть коллекции составляют фотопортреты, которых у прокудина-горского известно относительно не много. Среди них — знаменитые снимки льва толстого, федора шаляпина, эмира бухарского и хана хивинского. Шаляпин в образе мефистофеля, фото прокудина-горского, 1915. Исключительный интерес представляет тема съёмки прокудиным-горским членов царской семьи. Единственное упоминание об этом факте содержится в предисловии к альбому р. Оллсхауса «фотографии для царя» 1980 г. Кроме того, он оставил [в россии] десять негативов царской семьи романовых, о которых он сообщил только, что они «спрятаны в россии». До сего дня нет свидетельств, что они были найдены. Ему удалось увезти с собой только фото царевича [8] [ уточнить].

Никаких источников этой информации р.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

Оллсхаус не приводит и о якобы вывезенном из россии фото царевича сегодня также ничего не известно. Единственным подтверждением факта съёмок царской семьи может служить сообщение сотрудников ливадийского музея, что «в рабочем кабинете царя хранились в красных кожаных футлярах два небольших диапозитива в натуральных цветах на стекле, выполненные с. М. Прокудиным-горским. Один диапозитив был с изображением государя и государыни, другой — царской семьи. После революции эти фотографические снимки на стекле были отправлены в москву, куда ушли многие ценные вещи из ливадийского дворца» [9]. Среди известных шести женских фотопортретов у прокудина-горского (ни один из которых пока не опознан) есть снимок «аурокария [то есть араукария]. В царском парке дагомыс», на котором запечатлена дама, имеющая портретное сходство с последней императрицей. Однако тождество лиц не было доказано. Популяризация и изучение коллекции [ править | править вики-текст ].

До 1918 г. , то есть до момента отъезда прокудина-горского из россии, использование коллекции носило ограниченный характер, главным образом, оно осуществлялось путём эпизодической демонстрации цветных проекций на экране и издания некоторых снимков в виде открыток, «настенных картин» и книжно-журнальных иллюстраций. Между тем сам прокудин-горский имел в виду широкое использование своей коллекции для целей народного просвещения, а именно для преподавания в школах «родиноведения». Для этого нужно было наладить массовый выпуск дешевых диапозитивов и проекторов, но решить эту задачу так и не удалось. Тем не менее, в 1915 г. , в разгар мировой войны, ао «биохром» официально выпустило в продажу для всех желающих цветные диапозитивы снимков из коллекции прокудина-горского, о чём в течение всего года сообщали рекламные объявления в журнале «аргус»: "цветные диапозитивы ао «биохром». Изобретение с. М. Прокудина-горского.

Собственность акционерного общества «биохром». …. А. О. «биохром» имеет огромную коллекцию снимков россии с натуры в цветах, исполненную с. М. Прокудиным-горским. С этих снимков ныне изготавливаются цветные диапозитивы. Каталог снимков высылается за 2 десятикопеечные марки.

Цена отдельного цветного диапозитива 8х8 см.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

— один рубль (1 р. ) без пересылки. [10]. В период эмиграции прокудина-горского коллекция демонстрировалась в 1931—1936 гг. На мероприятиях русской общины в париже в виде чёрно-белых слайдов, так как не имелось специального аппарата для цветных проекций [11]. После смерти прокудина-горского и продажи коллекции в сша она долгое время была исключена из научного и культурного оборота, пока в 1980 г. Не был издан альбом роберта оллсхауса «фотографии для царя: пионер цветной фотографии сергей михайлович прокудин-горский, уполномоченный царем николаем ii» [12]. Однако широкое знакомство публики с коллекцией началось только после того, как в 2000 г. Хранящиеся в библиотеке конгресса негативы были оцифрованы и выложены на сервере библиотеки в сети интернет. Началу популяризации коллекции способствовала проведённая в 2001 г.

Библиотекой конгресса выставка «империя, которой была россия», для которой были отобраны 122 фотографии, прошедшие тщательную реставрацию. Начиная с 2001 г. В россии и некоторых других странах регулярно проходят выставки фоторабот прокудина-горского, началось издание фотоальбомов по материалам коллекции. Изучение «коллекции достопримечательностей» как таковой было начато в 1991 г. В. В. Минахиным (ныне заместитель директора по науке научно-реставрационного центра «реставратор-м»), который дал научное описание «американской» части фотографического наследия прокудина-горского в работе «„коллекция достопримечательностей россии“ в библиотеке конгресса» [2]. Основными направлениями в изучении коллекции прокудина-горского являются: выявление её полного состава и поиск пропавших частей, идентификация и датировка снимков, исследование условий (обстоятельств) создания коллекции, научная реставрация снимков. В частности, поиск оставшейся в ссср части коллекции (прежде всего, оригиналов цветных снимков льва толстого) с начала 1970-х гг. Вела с.

П. Гаранина, первый отечественный биограф мастера. С 2008 г. Активное исследование фотографического наследия прокудина-горского ведется в рамках нескольких русскоязычных интернет-проектов. Основная часть коллекции с. М. Прокудина-горского доступна для свободного просмотра на сайте библиотеки конгресса сша [13]. Кроме того, реализована возможность поиска в коллекции на русском языке [14]. Цветные фотографии [ править | править вики-текст ]. Портрет женщины в белой блузке и синей юбке (ориг.

Название: «этюд головки»). Команда парохода «шексна» (м.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

П. С. ) российская империя, 1909. Туркмен с верблюдом. Дрезина на олонецкой железной дороге, петрозаводск. «три поколения» златоуст, уральские горы. Молодые крестьянки на фоне традиционного деревянного дома в (посёлок кириллов, ныне вологодская область). Нило-столобенская пустынь, построенная на месте отшельничества преп. Нила.

Автопортрет сергея михайловича прокудина-горского. Увеличенный фрагмент автопортрета. Продавец дынь в самарканде. Шашлычная в самарканде. Гнездо аиста. Дворец эмира бухары. Казахская семья в сыр-дарьинской области (фото с. М. Прокудина-горского). Алим-хан (1880-1944). Министр внутренних дел (куш-беги) бухарского ханства. Бухарский чиновник.

Пятеро заключённых в зиндане. Австрийские военнопленные перед бараком, карелия. Стрелочник башкир на транссибирской железной дороге. Собор святого николая в можайске. Железнодорожный мост через каму в перми. 1910 год. Паровоз а б-132 на самаро-златоустовской железной дороге. Изразцовая печь в «княжьих теремах» ростовского митрополичьего двора (xviii) в кремле. Евангелие. Дагестанцы.

Пруды новоафонского монастыря.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

Фрагмент собора воскресения христова (« спас на крови») в санкт-петербурге. Торговец коврами в самарканде. Фреденсборг, дании. Церковь преображения господня. Пидьма. Женщина в парандже. Самарканд. Часовня времён петра великого. Близ водопада кивач. Соловецкий монастырь. Иконостас в церкви.

Бородино. Иконостас в троицком соборе в ялуторовске. Иконостас церкви иоанна богослова. Ростов великий. Иконостас церкви св. Николая чудотворца. Ростов великий, 1911. В бородинском музее. Бородино. В бородинском музее.

Бородино. В бородинском музее. Бородино. Ветряные мельницы на сибирской равнине. Контролёр на мариинском канале, 1909 год. Муллы. Батум. Грузинка. Малоросска. Кострома. Ворота церкви воскресения. Царские врата ярославской приходской церкви фёдоровской богоматери, 1911 г.

Ансамбль мавзолеев шахи зинда в самарканде.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

Смоленская икона божией матери. Торжок. Спасо-преображенский собор (справа) и входоиерусалимская церковь. Роспись столпа в церкви иоанна златоуста. Ярославль, 1911 г. Дмитриевский собор города владимир. Чаеразвесочный пункт в чаква близ батуми. Вход в эмирский дворец в бухаре. В загороднем дворце эмира бухарского, бухара. Образцы мозаичных стен внутри дома богатого сарта.

В окрестностях самарканда. Части входной двери с правой стороны в тилля-кари, самарканд. Башкирская женщина в национальном костюме. Туркменка на ковре перед входом в юрту, туркестан. Машинный зал крупнейшей в дореволюц. России гиндукушской гэс. Внутри текстильной фабрики. Сплав леса по каналу петра i на ладожском озере. Ладожский канал в деревне лава. Лодки на берегу онежского озера.

Русские дети на склоне холма в белозёрске. Заготовка сена в центральной россии. Создание художественного каслинского литья. Хранилище сена в деревне вязовая в уральских горах. Работа на бакальском руднике. Китайский прораб на чайной ферме возле батума. Сбор чая в чакве. Хлопковое поле в сухумском ботаническом саду. Вид тобольска с колокольни церкви преображения. Деревня колчедан в уральских горах.

У источника на курорте в боржоми.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

Русские поселенцы в муганской степи. Монахи сажают картошку на озере селигер. Поля самарканда. Некоторые предметы из ризницы старицкого монастыря: митра св. Дионисия, кадило и крест св. Дионисия. Крест патриарха иова. Кострома. Собор рождества пресвятой богородицы в ипатьевском монастыре (зимний). Портрет дагестанской пары в кавказских горах. Сооружение дамбы на оке. Вид на суздаль с реки каменка к северо-востоку от москвы.

Вид на дворец ликани от реки куры в боржоми. Суздаль. Собор рождества богородицы. Салтинское ущелье, дагестан. Дагестанец в национальной одежде с кинжалом. Вид на тифлис. Сарт близ самарканда. Еврейские дети и их учитель в самарканде. Русский паровоз a а-76 на пермской железной дороге.

Собор в двинске. Мужчина с кальяном. Ростовский кремль. Сплав леса по реке. Вид на лугано, швейцария. Лугано. Вид на гору сан-сальваторе (подпись в контрольном альбоме: «на острове капри»). Рака для мощей преподобной княгини евфросинии суздальской в соборе ризоположенского монастыря. Виноградник. Железнодорожная станция симская.

Крестьянка мнёт лён ( пермская губерния).

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

Посох димитрия ростовского. Успенский собор (смоленск). Панорама смоленска. Монастырь троицы в тюмени. Железнодорожная станция фараб, туркмения. Железнодорожный мост через реку шуя, олонецкая губерния (ныне карелия). Железнодорожная станция бородино в московской области. Астрономическая обсерватория в тянь-шане. Общий вид города старица с волгой. [1910]. Борисоглебский монастырь с моста.

1910 год. Вид с крепостного вала на торжок. Успенский собор во владимире. Маковое поле. Пионы в гатчине. Пионы в гатчине. Гнездо аиста на медресе улугбека в самарканде. Успенская церковь в белозерске. В италии. Ржев. Примечания [ править | править вики-текст ]. ↑ «фотограф-любитель», № 7,9 за 1906 г.

↑ 1 2 http://www. Prokudin-gorsky. Ru/download/prokudin-gorsky collection. Pdf ↑ по совпадению, именно в 1931 г. В ссср начались работы по созданию цветного кино, для чего срочно потребовались имевшиеся у прокудина-горского патенты и технологические наработки в этой области ↑ гаранина с. Неизвестные диапозитивы (снимки с. Прокудина-горского в ясной поляне). «советское фото», 1983 г. , № 2. С. 40,41 ↑ prokudin-gorskii collection — prints & photographs online catalog (library of congress) ↑ а. В.

Носков. «по заказу красного креста», журнал коллекционеров «жук» № 03 (14), 2007 г.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

↑ с. Гаранина. Эти изображения вечны. «фотомагазин», № 10, 2003 г. ↑ allshouse, robert h. Photographs for the tsar: the pioneering color photography of sergei mikhailovich prokudin-gorskii commissioned by tsar nicholas ii, doubleday, 1980 ↑ крымские известия-киносеансы для императора ↑ журнал «аргус», № 1-12, 1915 г. [ уточнить] ↑ газета «возрождение», № 2400, 28 декабря 1931 г. ↑ allshouse, robert h. Photographs for the tsar: the pioneering color photography of sergei mikhailovich prokudin-gorskii commissioned by tsar nicholas ii, doubleday, 1980 [ уточнить] ↑ коллекция в библиотеке конгресса сша ↑ восстановленные в цвете фотографии с. М. Прокудина-горского. Литература [ править | править вики-текст ].

Достопримечательности россии в натуральных цветах. Весь прокудин-горский. — м. , 2003; российская империя прокудина-горского. 1905—1916. Изд-во «амфора», 2008; российская империя в цвете: владимирская и ярославская губернии. 1909—1915 (альбом). Изд-во белорусского экзархата. Минск, 2007; гаранина с. Неизвестные диапозитивы (снимки с. Прокудина-горского в ясной поляне). «советское фото», 1983 г.

, № 2. С. 40,41; гаранина с. Обзор источников творческого наследия с. М. Прокудина-горского (1863—1944) // проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности. Сборник статей. Вып. 2.

Политехнический музей, 2001. С.

фото прокудина-горского из библиотеки конгресса сша

141-171; гаранина с. Эти изображения вечны. «фотомагазин», 2003 г,, № 10. Ссылки [ править | править вики-текст ]. Коллекция достопримечательностей российской империи на викискладе на русском международный научный проект «наследие с. М. Прокудина-горского» чудеса фотографии: сергей михайлович прокудин-горский альбом фотографий прокудина-горского открытый народный проект по изучению наследия прокудина-горского географический каталог фотографий прокудина-горского в современном территориальном делении сайт с. Прохорова «цветные фотографии с. М. Прокудина-горского» (1902—1915) народный проект по восстановлению фотографий сергея михайловича прокудина-горского (1863—1944) на английском описание коллекции фотографий на сайте библиотеки конгресса сша российская империя — чудеса фотографии. Для улучшения этой статьи желательно: Викифицировать статью. Проставив сноски, внести более точные указания на источники.